Философия киников
План:1.Введение
2.Истоки кинизма
3.Представители
4.Философия кинизма
5.Эхо кинизма
6.Вывод
7.Список использованной литературы
Введение
На сущность кинизма нет единой точки зрения: одни исследователи считают, что это не философия, а образ жизни (Гегель), другие – в частности, Чанышев A.M.– видят во взглядах киников презрение к людям вообще[1], третьи (Нахов И.М.) считают кинизм «крайне левым воинствующим плебейско-демократическим и материалистическим крылом в античной философии»[2]. В середине XIX века немецкий философ Гётлинг определял кинизм даже как «философию греческого пролетариата». Неоднозначно относились к кинизму и в древности. Критически настроен Аристотель, презирает их Платон, да и главный источник – Диоген Лаэртский в своих описаниях и анекдотах часто представляет киников людьми малосимпатичными и безнравственными. Идеализирует киников только Эпиктет в своих «Беседах».Из современных авторов необходимо назвать Нахова И.М.. Он считает, что при всем внешнем примитивизме и кажущейся наивности киники поставили немало теоретических и практических вопросов, решение которых еще долго занимало и мучило человечество: свобода мнимая и истинная, внутренняя и внешняя, моральная автономия и ответственность перед обществом, личность в отчужденном мире, противопоставление культуры и природы, «имманентная разумность природы», социальная роль науки, пределы самоограничения, разумные и безудержные потребности, подчинение долгу, роль революционного отрицания, критика и переоценка конвенциональных ценностей, внешних благ, нравственный идеал бедняков, жизнь как деяние, проблема дефиниций, диалектика общего и частного, слово и значение, номинализм, реализм и прочее.[3]
Истоки кинизма
Итак, киники, кинизм, киническая философия. Сам термин «киники» историческая традиция связывает с названием гимназия для детей неполноправных в пригороде Афин – Киносарге («Зоркий пес», или «Белая собака»), в котором учился, а затем преподавал Антисфен – основатель кинизма. Впоследствии он и сам получил прозвище «обычной собаки», которым очень гордился[4].Кинизм, возникший на рубеже V и IV веков до н.э., впитал в себя и отразил противоречия полисной морали, кризис афинской демократии. Это было время общего кризиса Афинского государства и сопредельных полисов. Кризис охватил не только экономику и политику, но и духовную жизнь: дух коллективизма уступил место индивидуализму, что пробудило интерес к человеку как таковому, а не как к члену общества. В связи с этим изменились приоритеты в истории, философии, литературе. Время восхваления мифических и реальных героев прошло, античная наука как бы повернулась к человеку. Натурфилософия сменилась антропологией, физика – этикой. Философия теперь стремилась ответить на главные вопросы человеческого бытия: как жить, в чем счастье и добродетель?
Представители
Философы давали на эти вопросы разные ответы, исходя из опыта своего класса и своего личного опыта. Большинство киников были или выходцами из социально угнетенных слоев (Антисфен – сын свободного афинянина и фракийской рабыни, Диоген – хотя и был полноправным гражданином, но изгнан из Афин за подделку денег, Моним – раб коринфского банкира, Бион – сын вольноотпущенника), или людьми, порвавшими со своим классом и ставшими на сторону бедняков (Кратет, Гиппархил, Метрокл). С позиций своей социальной среды киники и создавали свой этический и эстетический идеал. Идеал кинической философии и самих киников не был жестким, он менялся на протяжении почта тысячелетней (V в. до н.э. – V в. н.э.) истории кинизма в зависимости от тенденций времени и социальных привязанностей философов.Основателем школы киников был философ Антисфен, родившийся в 444 г. до н.э. в семье афинянина и фракийской рабыни. Увлекшись с молодости философией, он был сначала учеником Горгия, затем Сократа, а потом основал свою собственную философскую школу. Антисфен был настолько увлечен беседами Сократа, что ежедневно ходил к нему из Пирея, расположенного в нескольких километрах от Афин. Однако взгляды их во многом расходились. Сократ свято чтил законы и традиции города, Антисфен же их желчно высмеивал. Сын фракийской рабыни, он не имел гражданства и поэтому называл себя «непородистым псом». Антисфен мстил несправедливому порядку тем, что не желал его признавать, издевался над Платоном и другими людьми, гордившимися своим родом. Принадлежность к эллинской нации он не ставил ни во что. Раб и свободный были для него равны. Умозрительные поиски Сократа тоже не могли слишком интересовать Антисфена. Он прошел школу диалектики у софиста Горгия и в этом смысле мало что заимствовал у Сократа. Главным Антисфен считал «искусство жить», что делает его предтечей всей эллинистической философии. Именно этому искусству хотел он научиться у Сократа. В афинском мудреце его восхищала спартанская выдержка, мужество, непритязательность и умение оставаться счастливым в нужде. Все это в глазах Антисфена было вершиной человеческого достоинства. «Благородство и добродетель, —говорил он,— одно и то же. Достаточно быть добродетельным, чтобы быть счастливым; для этого ничего не нужно, кроме Сократовой силы духа. Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний». [5]Антисфен старался во всем подражать учителю, а иногда был даже не прочь перещеголять его в «простоте». Так, например, он решил носить лишь один плащ на голом теле, складывая его вдвое. Плащ был дырявый, и Сократ, видя эту причуду Антисфена, добродушно заметил: «Сквозь плащ просвечивает твое тщеславие». Тем не менее он любил этого одаренного, хотя и вздорного человека; в последний день жизни он пожелал видеть его у себя в тюрьме среди самых близких людей. Диоген Синопский (IV в до н.э.) считается наиболее ярким философом-киником. Диоген родился в городе Синопа, малоазийском полисе на берегу Понта Эвксинского (Черного моря), но был изгнан из родного города за изготовление фальшивых денег. С тех пор Диоген скитался по городам Древней Греции, а наиболее долгое время прожил в Афинах. Если Антисфен разработал, так сказать, теорию кинизма, то Диоген не только развил идеи, высказанные Антисфеном, но и создал своего рода идеал кинической жизни. Этот идеал включал в себя основные элементы кинической философии: проповедь безграничной духовной свободы отдельного индивида; демонстративное пренебрежение ко всяким обычаям и общепринятым нормам жизни; отказ от удовольствий, богатства, власти; презрение к славе, успеху, знатности. Менипп из Гадары в Сирии, первая половина( III в. до н. э.) греческий философ, киник. Согласно мало правдоподобным сведениям, он родился рабом. Благодаря ему киническая философия нашла свое литературное выражение. Все его произведения были написаны с истинно кинической иронией. От них сохранились лишь разрозненные отрывки и 3 названия: Завещания (Diathekai), содержащие юмористическую трактовку фиктивных завещаний, Письма богов или богами сложенные (Epistolai kekompseumenai apo tu ton theon prosopu), положившие начало этой разновидности эпистолярной литературы (ср. Героиды Овидия), Вести из Подземелья (Nekya), предствляющие собой пародию на сошествия в Аид (такие "сошествия" мы находим, например, в XI книге Одиссеи Гомера или в Лягушках Аристофана). Содержание произведений Мениппа составляли кинические этические учения, критикующие людей и богов. Это содержание он излагал иронично, весело и юмористически, вводя в свои сочинения комедийные мотивы, пародии на эпос и трагедию. Благодаря этому он получил у древних прозвище spudogeloios (Насмешник). Писал прозой, перемежавшейся со стихами, создав таким образом характерную литературную форму, так называемую мениппову сатиру. Оказал большое влияние на позднейших авторов. Его брали за образец Мелеагр из Гадары, Сенека, Луцилий, Марк Теренций Варрон, Лукиан, Петроний, Марциан Капелла и Боэций.
Философия кинизма
В целом это учение основано на нигилизме, на отрицании. Киники критиковали государство за его рабовладельческую сущность, его законы, правителей, политику. В основе их критики лежала софистская антитеза «природа-закон». Природа – это естественное, истинно человеческое, закон – нечто искусственное, навязанное людям. В понятие «закон» включали не только государственные законы, но и человеческие мнения, традиции, обычаи, т.е. все поведение людей. Киники считали, что именно «закон» исказил природу людей, разрушил их естественное счастье, внес зло и несправедливость. Поэтому законы бесполезны: хорошие люди в законах не нуждаются, а плохие от законов лучше не становятся.Вообще, понятия «счастье» и «добродетель» – основные понятия этики киников. Добродетель киники видели в счастье довольствоваться малым и избегать зла. Но научить добродетели должны не столько звания, сколько сила воля, которая выражается в поступках, а поступки направлены на ограничение потребностей. Конечно, их «аскесис» далек от христианского аскетизма, но его суть в максимальном опрощении. В этом смысле их идеалом здорового образа жизни были первобытные люди, еще не знавшие огня. Начало «развращения» человечества киники видели в огне Прометея, поэтому осуждали этого мифологического героя, но прославляли героя-труженика Геракла. Антисфен, в частности, посвятил ему три сочинения.Объектом критики киников был и человек существующего общества. В упадке общества они видели причину нравственного упадка человека и своей философией, и своим образом жизни пытались с этим бороться.Основным методом их борьбы со злом было воспитание через беседы и литературу. Именно киникам принадлежит открытие двух жанров античной литературы: диатриб и менниповых сатир (меннипей). Но это не означает, что для достижения своих целей они не используют старые жанры: пародию, басни, хрии, апофтегмы.Понятие диатрибы, кстати, связано с именем киника Биона Борисфенита, но начало ее – в устных выступлениях сократиков. Датриба – это диалог с «фиктивным оппонентом», причем диалог очень живой, с простонародной речью, иногда с ругательствами, с вульгаризмами, с усиливающими словами-формулами типа «смотри», «разве ты не видишь», «не понимаешь»; со словами-обращениями: «бедняжка», «несчастней», «безумный», «глупец» и т.д.В диатрибе прямой речью часто награждаются неодушевленные предметы. Обычно повествование начинается так: «Если бы слово взяла Бедность...», или «Если бы бронза вдруг заговорила…». В этом жанре много метафор, гипербол, сравнений, легко запоминающихся и понятных простому народу. Но в то же время он насыщен аллегориями, подтекстами, иллюзиями, рассчитанными на подготовленного слушателя. Диатриба – это популярная моральная притча, написанная с целью пробудить самосознание масс. Опыт диатриб широко использовали позднеантичные писатели (Филон, Эпиктет, Плутарх, Лукиан), римские сатирики (Гораций, Ювенал, Лукреций) и христианские писатели и проповедники (Августин, Григорий, Назианзин).Другой жанр кинической литературы – мениппея. Сатира названа по имени ее создателя – киника Мениппа из Гадар (III в. до н.э.). Принципы ее те же: народность, доступность, занимательность, дидактичность. В сатире много фантастичного, часто действуют мифологические герои (Геракл, Одиссей) и сами киники (Диоген, Кратет), действие происходит и в реальных условиях, и в Аиде, и на Олимпе, и в неведомых странах. Обычно мениппеи писались и стихами, и прозой, что делало их, по словам Лукиана, похожими на кентавра. Цель сатир – насмешка над людскими пороками, «перечеканка расхожих ценностей», доказательство какого-либо тезиса кинической философии. Художественные находки Мениппа (цитирование и пародирование классиков, помещение фантастического героя в реальную ситуацию и наоборот и т.д.) использовались как писателям древности, так и современными. [6]К сожалению, подлинных произведений киников сохранилось очень, мало (Нахов И.М. причину этого видит в репрессиях против киников, особенно в 4-3 вв. до н.э.), в основном, в отрывках или более поздних пересказах, но это не мешает нам говорить о таком явлении, как киническая литература. Ведь вся этическая концепция киников представлена через афоризмы, стихи, сатиру.Основа нравственных исканий киников выражена в словах Диогена: «Человека ищу». Но какого человека? Далеко не всякого. Среди людей Эллады киники не видят «добродетельных мужей», а других они презирают. Это презрение к неидеальному человеку позволяет многим исследователям делать вывод о презрении к человеку вообще. Но это не так. Для киников значим внутренний мир человека, они хотят его переделать, сделать человека более нравственным. Хороший человек у них тот, кто «презирает богатство, славу, удовольствия, жизнь и почитает противоположное – бедность, бесславие, труд, смерть» (Стобей). Вообще проблема богатства, вернее, отказ от него, одна из центральных проблем кинизма. Только бедность – путь к свободе и справедливости. Не случайно в утопии Кратета остров-рай назван Пера (котомка нищего, нищенская сума), Для доказательства аморальности богатства киники используют тезисы-сентенции типа: «богатство не относится к числу необходимых вещей», «ни в богатом доме, ни в богатом государстве не может жить добродетель», «стяжатель не может быть хорошим человеком», «все становятся тиранами только из-за богатства»140-141]42].[7]Киники – индивидуалисты. Правда, не всегда они использовали крайний индивидуализм Диогена. Их индивидуализм, по мнению Нахова И.М., – это реакция на официальную солидарность рабовладельцев, на коллективную полисную мораль. В их индивидуализме – вера в нравственную силу человека. Но форма их индивидуализма не вызывает симпатий: большая часть человечества у них «невежды», «глупцы», «толпа». Сами киники очень непривлекательны внешне (плащ простолюдина – трибон, нищенская сума – пера, посох, борода, длинные волосы), но гордятся таким внешним видом. «Считай свой старый плащ львиной шкурой, котомку – землей и морем, кормящим тебя...» (Диоген).Но чтобы земля кормила, на ней надо работать, а киники, ведя страннический образ жизни, занимались не работой, а попрошайничеством. Занятие не самое достойное, поэтому они пытались его обосновать и узаконить.Ценна для киников и дружба. Пожалуй, это единственная «неприродная» радость, доступная им. «Бедность нуждается в руке друга» – провозглашал Антисфен. «Помогать, приносить пользу», – требовал Юлиан. Действенное начало, филантропия («любовь к людям») – основа кинической дружбы. За действенную помощь современники любили Диогена, Кратета, Гиппархию и прощали им многие странности. Кинические авторы активно пропагандировали дружбу в своих произведениях. Но дружба киников – это дружба к «товарищам по оружию», к своим. Поэтому некоторые исследователи считают, что это не совсем полноценная дружба в классическом понимании этого слова, а особое эмоционально-психологическое чувство коллективизма социальных низов, которые еще не имеют классового самосознания.Идея дружбы и братства для всех, для своих и чужих, была выражена через идею космополитизма. Сам термин и сущность данного понятия принадлежат Диогену.Для киников космополитизм – это проявление внутренней свободы. Той самой «свободы от...», за которую они подвергаются критике уже две тысячи лет.
Эхо кинизма
Интересно наблюдать, во что превратилось учение киников, когда оно стало популярным. В начале третьего века до нашей эры киники были в моде, особенно в Александрии. Они публиковали небольшие проповеди, указывающие, как легко обойтись без материальных благ, каким счастливым можно быть, вкушая самую простую пищу, как тепло может быть зимой без дорогих одежд (что в Египте было сущей правдой), как глупо чувствовать привязанность к родной стране или горевать, когда умирают твои дети или друзья. “Смерть моего сына или моей жены, — говорит Телес, бывший одним из таких киников-популяризаторов, — не причина для того, чтобы я стал пренебрегать самим собой, все ещё живым, и перестал бы присматривать за своим имуществом". С этого момента становится трудным чувствовать какую-либо симпатию к простой жизни, которая сделалась слишком уж простой. Недоумеваешь, кому нравились эти проповеди? Богачам ли, которым хотелось думать, что страдания бедняков вымышлены? Или это были обедневшие люди, которые хотели бы презирать преуспевающего дельца? Или это были сикофанты-прихлебатели, убедившие самих себя, что благотворительность, которой они пользовались, была чем-то неважным? Телес говорит богачу: “Ты даешь щедро, а я принимаю мужественно, не пресмыкаясь, не роняя никогда своего достоинства и не ворча". Очень удобное учение! Популярный цинизм учит не отказу от благ этого мира, а лишь некоторому безразличию к ним. Что касается тех, кто берет взаймы, то цинизм всячески преуменьшает его обязательства по отношению к заимодавцу. Видно, как слова “циничный", “циник" приобрели свое теперешнее значение.Лучшее из учения киников перешло к стоицизму — неизмеримо более полному, совершенному и законченному философскому учению. Так, знаменитый стоик Зенон был учеником киника Кратета. Близость со стоицизмом иллюстрируется в эпиграмме Ювенала — киник отличается от стоика только туникой. Некоторыми учёными кинизм рассматривается как ценный вклад в теорию этики. Киники провозгласили абсолютную ответственность личности как морального существа. Велико значение спора киников с платониками, прежде всего, Диогена с Платоном. И хотя кинизм по сравнению с идеализмом Платона весьма примитивен, этот спор оказал существенное влияние на развитие философии. Видно влияние киников на раннее христианство, в особенности, на христианский аскетизм (отшельничество, юродство).В середине XX века учение киников становится популярным среди европейского студенчества. В киниках видели принципиальных оппозиционеров всякой власти. Миросозерцание кризисной эпохи, каковым являлся XX век, искало и находило аналог в истории культуры.Одним из признаков кризиса в культуре стал «эскапизм» — бегство от конформизма обывателей, от промышленной атмосферы городов, от строгой дисциплины предпринимательского образа жизни. Для тех, чья молодость пришлась на шестидесятые годы, шестьдесят седьмой год значит больше других. То был – год любви. И год войны во Вьетнаме. Тысячи людей во всем мире следуют моде тех времен, по-прежнему произносят бывшие когда-то могущественными фразы и оплакивают ту блестящую эпоху, когда они называли себя «прекрасным народцем». Впервые за свою историю Америка была втянута в войну ненавистную самим американцам, причем не только таким чудикам как битники. Среди противников войны было много школьников и студентов. Пацифистские настроения захватили мир и еще долго не отпускали. Это и была эпоха хиппи. Модернистское неприятие конформизма было воспринято и продолжено последующим культурным развитием. Постмодернистское мировосприятие также в некоторых своих чертах напоминает учение философов-киников: Антисфена, Диогена, Кратета и др.Если пассивный протест хиппи являл собой ранний этап кинизма, ориентированный на индивидуальный тип поведения, отрицающего принятые нормы, то «постмодернистский цинизм» скорее напоминает его в пору зрелости, пронизанный едкой иронией и стремлением к абсолютной свободе.
Заключение
Стремясь обрести независимость и найти идеальный образ жизни, киники жили «без общины, без дома, без отечества». Они считали, что автаркия, то есть полная свобода, независимость личности, дороже всех благ, за которыми гоняются глупцы.От чего же свободны киники? От государства и его законов, от стыда, от правил приличия, от семьи, от любви, от богатства, от славы, от уважения современников. А чем интересны они для нас?Своей малоизученностью и противоречивостью. Но главное - бунтарским духом, культом природы, любовью к добродетели и справедливости, литературным творчеством.
[1] Чанышев A.M. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991, с. 92-121
[2] Нахов И.М. Философия киников. М., 1982., с. 13
[3] Нахов И.М. Философия киников. М., 1982., с. 14
[4] Нахов И.М. Философия киников. М., 1982., с. 40-42
[5] Диоген Лаэртский. соч., VI, 11.
[6] Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
[7] Антология кинизма. М., 1984., с. 140-141 Список использованной литературы1. Антология кинизма. М., 1984.2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.3. Нахов И.М. Философия киников. М., 1982.4. Чанышев A.M. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 19916. Гсейнов А.А. Киники // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. 7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. [VI]. М.: Мысль, 1979.
...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский
но не вещь.
Иосиф Бродский